Хъазбегти Хъазбег

(1912-1966)
Поэт, драматург, прозаик, литературæертасæг.
Хъазбегти Темболати фурт Хъазбег райгурдæй Киристонгъæуи (нур горæт Дигорæ).
1928 анзи скъола каст фæцæй. Куста фæскомцæдеси Дигори зилди комитети.
1930 анзи бацудæй Хуæнхаг Педагогон институти литературон факультетмæ.
1938 анзи каст фæцæй Цæгат Иристони наукон-ертасæг институти аспирантурæ.
Куста ахургæнæгæй педагогон институти.
1942 анзи рандæй Фидибæсти Устур тугъдмæ. Тугъди фæсте исæздахтæй берæ хуæрзеугути хæццæ.
Тугъди фæсте идарддæр кодта наукон-педагогон куст.
Æ поэтикон куст райдæдта 1928 анзи.
Хъазбегти Хъазбегæн рацудæнцæ:
«Нæуæг царди хæтæл», æмдзæвгитæ, 1932;
«Амондгун догæ», æмдзæвгитæ, 1938;
«Даду» (Хъазбегти Гадзой хæццæ), æмдзæвгитæ сувæллæнттæн, 1938;
«Тохи бонтæ», æмдзæвгитæ æма кадæнгитæ», 1947;
«Осетинские народные сказки», пер. с осетин., 1958;
«Æхсар æмæ Даухан», поэмæ, «Мах Дуг», 1960;
«Фæлтæрты намыс», поэмитæ, 1960;
«Дракон и злая женщина», сказка, 1962;
«Старый волк», осет. нар. Сказка, 1963;
«Коммунисты зæрдæ», документалон уацау, «Мах Дуг», 1965;
«Слава поколений», поэмы, в пер. с осет., 1971;
«Фарны дуг», равзæрст уадзимистæ, 1977;
«Дыууæ уацауы», 1992;
«Æмдзæвгæтæ», киунугæ «Ирыстоны поэзи»-й, 2012.

ХЪАЗБЕГТИ Хъазбег

ÆЙ ÆХСÆВÆ

Æй æхсæвæ, æй мæйдар,
Æнæ унæр, æнæ тох,
Æма бабæй фунтæй хъал
Æз исонмæ — æнæсцох.

Фæззелдзæнæн цæргæсау
Мæ бæстæн æз æ фалдзос,
`Ма мин е дæр мæ мадау
Бауфсдзæнæй зæрдæрохс.

ЗАРÆ, МÆЛГЪÆ!

Зарæ, мæлгъæ, зарæ
Цъæх сифтæри идзулд:
Æрхаста дин барæ
Аци уалдзæг ивулд.

Зарæ, мæлгъæ: фунау
Нæбал цæрæн æд тухст.
Зарæ, ести фарау
Ку нæ `й æрдзæ рæхуст.

Зарæ, мæлгъæ, зæрдæн
Дæ нæртон зар — адгин,
Æримистай мæнæн
Мæ гъæубæстæ, мæ синх…

Зарæ, мæлгъæ, зарæ!
Цъæх уалдзæг дин — дзæнæт…
Æз сатæги фагæ
Бæллун, кæнун сæ мæт.

Казбеков Казбек Тимофеевич.
Поэт, драматург, прозаик, литературовед.
Родился в сел. Христиановском (ныне г. Дигора) Северной Осетии.
В 1928 г., после окончания сельской школы, работал в Дигорском окружном комитете комсомола.
В 1929 г. поступил во Владикавказский политехникум путей сообщений, где проучился один год. Он уже тогда увлекался поэзией и в 1930 г. поступил на литературный факультет Горского педагогического института. В 1938 г. Казбеков окончил аспирантуру СОНИИ и до ухода в действующую армию преподавал в Пединституте осетинскую литературу и фольклор.
С 1942 г. до конца войны Казбеков воевал на разных фронтах Великой Отечественной войны, публиковался во фронтовой печати. Был награжден орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и многими медалями. По окончании войны К. Казбеков снова на научно-педагогической работе. Поэтическая деятельность Казбека Казбекова началась с 1928 г., а в 1932 г. его стихи вышли отдельным сборником под названием «Свирель новой жизни» («Нæуæг царди хæтæл»).
В 1938 г. вышел второй сборник стихов поэта «Счастливая эпоха» («Амондгун догæ»). Основные мотивы произведений обоих сборников – любовь к Родине, дружба советских народов.
В 1941 г. вышел сборник стихов Казбекова «Даду».
Большое место в поэзии К. Казбекова занимает пейзажная лирика, картины родной Осетии – в стихах «Пастух» («Фиййау»), «Утро» («Сæумæ»), «Вечер в горах» («Изæр хæхты»), «Дерево» («Бæласæ») и др.
К. Казбеков в соавторстве с В. Корзуновым написал драму по мотивам осетинского Нартского эпоса «Нарт Батрадз». Спектакль по драме был поставлен на сцене Северо-Осетинского драмтеатра в сентябре 1941 г.
В 1947 г. вышел сборник военных стихов и поэм Казбекова «Дни борьбы» («Тохи бонтæ»). В них поэт воспевает героические подвиги советских воинов, которые не щадят жизни для победы над врагом. Стихи этого цикла пронизаны героическим агитационно-призывным пафосом. В стихотворении «Черные тучи» («Сау мегътæ), написанном в начале войны, поэт изобразил злодеяния фашистских захватчиков в украинском селении Каменка.
В поэмах, вошедших в книгу «Слава поколений» (1971), автор воспевает подвиги сынов и дочерей Осетии в борьбе с врагами, начиная от Батага и Зали, отстаивавших честь и свободу родины от татаро-монгольских насильников, и кончая подвигом танкиста Тоха, героя наших дней.
Плодотворно работал Казбек Казбеков в области критики и литературоведения, много внимания уделял осетинскому народному творчеству. Им проделана значительная работа по его сбору, систематизации и публикации. В переводе Казбекова на русском языке опубликовано много осетинских народных сказок. Он также составил сборник осетинских народных песен, написал к нему предисловие, составил комментарий.

Обратная связь