Абаев Шамиль Бекмарзаевич (1878 – 08.11.1940).
Поэт, драматург, переводчик. Шамиль Абаев родился в 1878 г. в сел. Христиановском (ныне г. Дигора) Северной Осетии. В 1887 г. он окончил сельскую школу. В 1900 – 1905 гг. работал в своем селении приказчиком по приему кукурузы.
С 1904 г. Ш. Абаев активно занимался революционной деятельностью, принимал участие в революционных событиях 1905 – 1907 гг. С 1910 по 1917 г. учительствовал в разных школах Северной Осетии. В 1917 г. организовал подпольную большевистскую ячейку в сел. Христиановском. В том же году состоял членом Коммунистической партии. В 1919 г. на подпольной партийной конференции был избран председателем окружкома осетинской организации РКП (б) и членом реввоенсовета отряда партии «Кермен» (1878 – 1940). После установления советской власти в Северной Осетии занимал ответственные посты в партийных и советских органах : член президиума Северо-Осетинского облисполкома, завоблоно, директор Северо-Осетинского педагогического института и т.д.
Свою поэтическую деятельность Ш. Абаев начал в 1902 г., но в печати его стихи впервые появились в 1907 г. в газете «Ног цард».
Дореволюционную поэзию Ш. Абаева отличает чувство ненависти к власть имущим, к царскому самодержавию.
В стихотворении «Две жизни» («Дууæ царди»), поэт сопоставляет жизнь богачей с жизнью бедных и говорит, что богатых кормят бедные, а в бедности последних повинны богатые.
Один из основных мотивов дореволюционной поэзии Абаева – призыв к борьбе за свободу угнетенного народа. Мотив призыва к борьбе против богачей-угнетателей звучит и в стихотворении «К лире» («Фæндурмæ», 1908) и др.
В стихотворении «Орел» («Цæргæс», 1914) поэт изобразил истинное лицо царизма.
Задушевные стихи посвятил поэт памяти Коста Хетагурова, Блашка Гуржибекова, творчество которых он ценил высоко.
Перу Ш. Абаева принадлежат два рассказа : «Темурковы» («Темурухътæ») и «Канцау» («Хъанцау»). Он перевел на осетинский язык популярную пролетарскую песню «Варшавянка» (опубликована в газете «Кермен», 1920.– № 15).
Сохранилась рукопись неопубликованного произведения Ш. Абаева, относящегося к дореволюционному периоду его творчества. Это – драматическая трилогия. Первая часть «Имущие» («Бонгинтæ») была написана в 1906 г., вторая – «Отважные» («Лæгæхсæрдтæ») – в 1907 г. ; третья (без названия) – в 1908 г. Все три части объединяет единство замысла и действующие лица.
Трилогия посвящена теме революционных событий 1905–1907 гг. в Осетии. В первой ее части показано экономическое и социальное угнетение бедных крестьян со стороны лавочника Хадзымата и сельского старшины ; во второй части – подавление революции 1905–1907 годов.
Сюжет трилогии построен на резких контрастах бедности и богатства, упадка и подъема революционных событий в Осетии.
В этих произведениях впервые в осетинской литературе Ш. Абаев создал образ большевика-осетина, который приобщился к революционной борьбе в России (Касполат Тавказати). Пьесы ставились на любительской сцене.
После утверждения советской власти в Северной Осетии содержание поэзии Ш. Абаева меняется, вскоре он создает стихи о К. Марксе, В. Ленине, о комсомоле, о 1 Мае, о Первом съезде колхозников-ударников и т.д.
В стихах-песнях «Дигори зар» и др. поэт использовал фольклорные элементы.
В г. Дигоре Ш. Абаеву на Аллее Славы установлен памятник.
“Дууæ царди” : зартæ, кадæнгитæ, радзурдтæ, æмдзæвгитæ (“Две жизни”), Орджоникидзе, 1933