Агънати Гæстæн

Агнаев Гастан Амзорович  (1943)

Прозаик, публицист, народный писатель Осетии, лауреат премии им. Ц. Амбалова, член Союза писателей с 1976 г.

Родился в сел. Карман-Синдзикау Северной Осетии.

С 1961 по 1963 г. учился на филологическом факультете Северо-Осетинского государственного педагогического института. С 1963 по 1967 г. служил в Военно-морском флоте. В 1968 г. поступил в Литературный институт им. А.М. Горького. По окончании работал корреспондентом радио, старшим редактором литературно-драматической редакции Северо-Осетинского телевидения, ответсекретарем журнала «Ногдзау», заместителем главного редактора журнала «Мах дуг».

Гастан Агнаев – автор более двадцати книг, рассказов, повестей и романов, изданных в Северо-Осетинском книжном издательстве «Ир» и в Москве. Несколько его произведений были изданы на словацком, немецком и болгарском языках.

В работах Гастана Агнаева видно стремление к преодолению силы инерции стереотипных литературных традиций, стремление увидеть в каждом персонаже конкретный, неповторимый внутренний мир. Об особенностях прозы Агнаева писал известный советский писатель, академик РАН, главный редактор журнала «Новый мир» Сергей Залыгин : «Агнаев показывает эти непростые отношения умно и тактично, его молодые герои пытаются понять и принять мудрость старших, а старшие – мир современный, иной раз слишком сложный и непривычный для них. И тут, в этом не столько столкновении, сколько переплетении человеческих судеб, опять-таки возникают разные характеры, а кроме того, черты национальные, черты осетинского быта, уклада, и, если так можно сказать, нрава. Это последнее, пожалуй, более всего и отличает рассказы Агнаева и придаæт им нечто своеобразное – тот колорит, который для русского читателя приобретает наибольший интерес». Из предисловия к книге Гастана Агнаева «Утро нового года» (М. : Современник,1975).

Другая особенность прозы Агнаева – его исключительный интерес к жизни и духовным исканиям нашего современника. Рассказы и повести, собранные в книге «В гостях у сына», изданной на осетинском и русском языках, представляют своего рода цикл произведений, где поднимаются проблемы подлинных и мнимых ценностей жизни.

Г. Агнаев не спешит обличать, не выбирает для своих сюжетов людей заведомо негодных, его герои достаточно добросовестны в работе, и в неправильном образе жизни их вроде бы не упрекнешь. Но они поражены вирусом бездуховности.

Главный герой повести «Последняя лошадь», старый Кудайнат, – человек кристально честный и чистый, носитель всего доброго, мудрого. Бесстрашный солдат на войне, он, в мирное время столкнувшись с несправедливостью, не в силах перенести это.

Конфликтная ситуация, возникшая при решении судьбы Згар (последняя лошадь в колхозе), не стала бы художественным открытием, не наполни ее высоким нравственным содержанием писатель. Это не просто решение судьбы благородного животного, но как бы универсальный тест, решая который человек сдает экзамен на нравственность.

В романе «Последняя ночь» события разворачиваются на фоне одной ночи, но в ней уместилась вся жизнь героя, окружающих его людей. Эта ночь – испытание на порядочность не только для него, но и для многих других. Читатель видит жизнь без лакировки, такой, какая она есть на самом деле.

На страницах очередного романа Агнаева встречаются три поколения. Их отношения сложны, трагичны. Вроде одна семья, но не все выдерживают испытание временем. И все же, что происходит в семье старой Фаризат? Что происходит с нами со всеми? Цивилизация приносит много благ, но не теряется ли при этом что-то очень сокровенное, без чего и цивилизованное общество – не полноценное? Об этом, о проблемах современной семьи, о непростых вопросах жизни и времени – роман «Святое имя ее».

Роман «Младшая дочь Темыра», это, пожалуй, первое широкое полотно в осетинской литературе, о нашей сегодняшней действительности. В романе автор поднимает проблемы осетинской семьи и современного общества в наше смутное, неспокойное время. На примере одной семьи он отображает жизнь и сложные взаимоотношения людей и то, кчему в ко­нечном итоге приводят человека эти непростые взаимоотношения. Это новое слово писателя не только по тематике, но и по построению, по композиции, что дает ему особую свежесть и силу. Новое произведение Г. Агнаева о непростой, запутанной как клубок, современной жизни. Семья Темыра – это небольшое зеркало, в котором отражается время, жизнь, общество. Через семью Темыра мы видим людей, окружающий нас большой мир. Неожиданно мы начали жить в чуждом нам капиталистическом мире. Что это за новое общество? Что оно принесло хорошего и плохого, что мы приобрели и потеряли? Что происходит в этой новой жизни с людьми, с нами? Что в этой жизни человек? Что происходит с осетинской семьей? Куда мы идем? Что нас ждет впереди? Вопросы, вопросы, вопросы… И на них писатель пытается ответить.

Элегия Г. Агнаева «Луч утреннего солнца» («Разговор с сыном») относится к разряду редких произведений, которые читаются на одном дыхании. Читателя увлекает не только трагизм событий, но особая, неповторимая по своей проникновенности манера повествования – плач по яркой, но нелепо оборвавшейся жизни первенца. Вместе с тем произведение подкупает необычайно утонченным поэтическим слогом, новизной и глубиной раздумий о судьбах молодого поколения, нередко становящегося заложником в переломный момент истории народа.

Повесть «Лошадь плакала…» адресована юным читателям. Повествование ведется от лица юного героя. Отца мальчика зовут Амзор, как и отца автора повести. Этот любопытный прием придает повести особую жизненность. Мы видим драматические переживания героя и его семьи по поводу гибели долгожданного жеребенка любимой лошади. Эта повесть о гуманизме, о человечности, о доброте, о любви к людям, к земле.

Большой популярностью у телезрителей пользуются передачи Г. Агнаева, посвященные мастерам осетинской словесности, ученым, труженикам.

Обратная связь