Бабочити Руслан Омарбиевич (29.09.1950).
Народный поэт Осетии (2010), литературовед, публицист и общественный деятель, член Союза писателей Российской Федерации, лауреат национальной премии «Яблоко нартов» (2011), заслуженный работник культуры РСО-Алания.
Руслан Бабочити родился в селении Чикола Ирафского района Северной Осетии. В 1968 г. окончил местную среднюю школу. А в 1976 г.– филологический факультет СОГУ им. К.Л. Хетагурова. Служил в рядах Вооруженных Сил СССР. Работал учителем.
В 1977 г. Бабочити Р.О. переводят на партийно-советскую работу. После окончания Высшей партийной школы, с 1984 по 1991 г. занимает различные руководящие должности в аппаратах Ирафского райкома КПСС и Исполкома райсовета народных депутатов. Заведует отделом культуры района, ряд лет работает заместителем председателя райисполкома. С 1994 г. находится на муниципальной службе. Возглавляет коллектив редакции районной газеты «Ираф». С 2004 г. Руслан Бабочити – заместитель Главы администрации местного самоуправления Ирафского района.
Литературной деятельностью начал заниматься еще в школе. Первое его стихотворение было напечатано в Ирафской районной газете «Ленинец» в 1966 г. как начинающий автор дебютировал в коллективном поэтическом сборнике «У подножия Уаза» («Уазай дæлфæзи») в 1978 году. В 1981 г. его произведения выходят отдельной книгой под названием «Честь отца» («Фиди фарнæ»). В названных изданиях поэт воспевает родную Осетию, ее природу и людей. Стихи навеяны неподдельным патриотизмом, гордостью за современников и пафосом созидания, что было характерно для художественного творчества того времени.
В 1990 г. Бабочити Р.О. выносит на суд читателей новый сборник своих стихов «Колыбельная песня» («Авдæни зар»), получивший положительные отзывы в печати, суть которых сводилась к тому, что в осетинской поэзии появился еще один автор, чье видение окружающего мира отличается завидным своеобразием. Именно здесь было сформулировано поэтическое кредо писателя, которому он в будущем уже не изменит. Это – Вселенская Любовь ко всему, чем наполнен мир, что рождается и живет, растет и дышит, приходит и уходит. Бабочити раскрывается как лирик философского плана. В книге «Чиколинские вечера» («Чиколайаг изæртæ»), увидевшем свет в 2003 г., включенные в нее стихи как бы подтверждают истинность слов, принадлежащих великому Гейне : «Если бы мир раскололся, то трещина прошла бы через сердце поэта». Появление книги совпало по времени с резким упадком в обществе морали и нравственности. Идеологический вакуум, образовавшийся после развала СССР, породил худшие формы массовой бездуховности и правового беспредела. И поэт, как обостренный «нерв народа», не мог не отразить в своем творчестве подобное опустошение :
«Бродячие кошки, бродячие псы
И бомж полуголый…»
Не радует поэта и долгожданная свобода слова, ибо оно, слово, уже не так действенно и востребовано. Ему неуютно, он тоскует о недалеком прошлом, в котором человек был защищенным и поэтическое слово находило живой отклик в обществе.
Тем не менее поэт убежден, что только «красота спасет мир». Она – в любви и гармонии, доброте и правде. Так, стихи, посвященные матери и любимой женщине («Моя мать» – «Мæ мадæ» , «Мать и дитя» – «Мадæ æма бæдолæ», «В озере зеркальном – камушки» – «Рæсог цъайи – листæг зуртæ», «Ты копаешься в сердце моем» – «Ду кæнис мин мæ зæрди деголæ», «Как кислым бывает терн несозревший» – «Тауæг куд фæууй цъæх кокойнæ…»), составляют один из самых удачных циклов книги.
Настоящим творческим успехом Бабочити Р. как народного поэта явилась его новая книга стихов «Солнышки и камушки» («Дортæ æма хортæ»), подготовленная издательством «Ир» в 2011 г. и удостоенная национальной премии «Яблоко нартов». Это – своеобразный гимн человеку, который одинаково велик и в счастье и в горе, в полете и падении, на восходе и на закате.
Философская лирика, представленная в сборнике, посвящена извечным вопросам смысла жизни и смерти, добра и зла, свободы и счастья, веры и правды, любви и сострадания, красоты и хаоса. Поэту удивительным образом удалось соединить в стихах малой формы национальное и общечеловеческое, избежать фальши и сухого морализирования. Предельная сжатость, неординарность поэтического мироощущения, необычность метафор и сравнений, олицетворений и эпитетов, метрическое и строфическое разнообразие и, наконец, исключительная музыкальность слога – вот основные особенности стихов Руслана Бабочити.
Наряду с поэзией Бабочити занимается и литературоведческой работой. Его монография (эссе) о жизни и творчестве Георгия Малиева «Поэт или гениальный поэт?» («Поэт æви гиниалон поэт?»), напечатанная в журнале «Ираф» (№ 3 за 2001 г. и № 4 за 2003 г.), содержит ряд довольно интересных положений и нетрадиционных оценок литературного наследия одного из классиков осетинской поэзии.
Писатель активно сотрудничает и с республиканскими органами образования. Является автором учебного пособия «Книга для чтения в 3-м классе» («Кæсуни киунугæ 3-аг къласæн»). Им также написан краткий очерк истории Чиколы, опубликованный в юбилейном издании книги «Чикола-140» (Издательство «КЗ», Минеральные Воды, 1993 г.).
Публицистика Р.О. Бабочити большей частью посвящена проблемам возрождения духовности своего народа, вопросам его дальнейшей консолидации, межнационального и межконфессионального мира и согласия, упрочению позиций осетинского языка во всех сферах жизни, возврату в современность лучших традиций, обычаев и обрядов старины. На это же направлена его деятельность как члена Координационного совета Международного общественного движения «Высший совет осетин» и заместителя председателя президиума Республиканского общественного движения «Георгий Малити».