Хетæгкати Къоста

Хетагуров Коста Леванович (1859-1906).

Поэт, публицист, драматург, художник, основоположник осетинской литературы.

Писал под псевдонимами: «Актер-горемыка», «К.», «К.Х.», «Коста», «Къоста», «Нарон», «Случайный рецензент», «Старик», «Х.».

Родился в маленьком осетинском ауле Нар.

Годы младенчества провел в родном селе, в горах. Учился вначале в нарской средней школе, а затем был устроен в приготовительный класс мужской прогимназии во Владикавказе.

В 1871 г. Коста был определен в Ставропольскую гимназию и проучился там до 1881 г. К этому периоду относятся и его первые литературные опыты. Он пишет стихи на русском и осетинском языках, знакомится с русской и зарубежной литературой, изобразительным искусством.

В гимназии Коста получил хорошее по тем временам образование. Особенно увлекала его живопись. По рекомендации и содействию учителя рисования В.И. Смирнова Коста в 1881 г. поступил в Академию художеств в Петербурге, но вскоре был исключен из Академии, однако продолжил свои занятия, уже вольнослушателем.

Летом 1885 г. был вынужден вернуться на Кавказ, в селение Георгиевско-Осетинское Кубанской области, а осенью того же года переехал во Владикавказ, где жил и работал до июня 1891 г.

Во Владикавказе он пробыл почти шесть лет. Коста писал стихотворения, поэмы, пьесы, преимущественно на русском языке. Работал и как живописец, выставлял свои картины вместе с русским художником А.Г. Бабичем, рисовал театральные декорации, устраивал любительские литературно-музыкальные вечера, изредка печатал свои русские произведения в ставропольской частной газете «Северный Кавказ».

В начале 1891 г. Коста с передовой владикавказской интеллигенцией выступил против закрытия единственной осетинской трехклассной женской школы. Ее удалось отстоять, но местная царская администрация признала Коста «опасным для спокойствия края» человеком. А в начале июня 1891 г. его выслали в административном порядке в Карачай. Проведя там почти полтора года, Коста написал стихи «Джук-Тур», «Прощай» («Хæрзбон»), «Без доли» («Æнæ хай»), рассказ «Охота за турами» и др., а также несколько горных пейзажей («Долина Теберда», «Природный мост»).

В марте 1893 г. он переехал в Ставрополь и начал работать в редакции частной газеты «Северный Кавказ». В этой газете и опубликовал Коста свои стихи, сатирическую поэму «Кому живется весело», комедию «Дуня», много публицистических статей.

В 1896 г. Коста переехал в Пятигорск.

Здесь Коста вновь просмотрел свои стихи на осетинском языке, подготовил их к изданию и в сентябре 1897 г. представил в Кавказский цензурный комитет сборник «Осетинская лира» («Ирон фæндыр»).

Активная творческая деятельность Коста продолжалась до начала 1903 г.

В 1895 г. в Ставрополе вышел первый сборник его русских стихов и поэм. Большая часть произведений Коста написана на русском языке: более 150 стихотворений, 4 поэмы, 3 рассказа, 1 очерк, 1 пьеса, публицистика, письма. В книгу стихов и поэм, написанных на русском (1895 г.), по цензурным соображениям не вошли некоторые стихотворения: «Я не пророк», «Не упрекай меня», «Перед памятником», «Памяти А.С. Грибоедова», «Памяти А. П. Плещеева» и др., поэма «Кому живется весело», опущены строки и строфы («На смерть горянки» и др.). В книгу также вошли поэмы «Фатима», «Перед судом», «Се человек».

26 мая (6 июня) 1899 г., во Владикавказе тиражом в 2000 экземпляров вышла в свет напечатанная в частной типографии З.И. Шувалова книга осетинских произведений Коста Хетагурова «Ирон фæндыр» («Осетинская лира»).

Выход «Ирон фæндыр» явился исключительным по своей значимости и последствиям событием в истории осетинской национальной культуры в целом. Осетинская профессиональная поэзия получила всенародное признание и стала крупнейшим явлением в духовной жизни нации.

Коста Леванович Хетагуров внес большой вклад в развитие исторической науки, объективное освещение истории осетин, кабардинцев, ингушей, чеченцев, других народов Северного Кавказа. Работы К. Хетагурова «Письма из слободы Нальчик Терской области», «Письма из Владикавказа», «Горские штрафные суммы», «Накануне», «Неурядицы Северного Кавказа», «До сих пор еще не решенный земельный вопрос», «Тартарен», «Учебник географии России», «Внутренние враги», «Особа» и другие стали прочным фундаментом в разработке и изучении истории осетинского и других народов Кавказа.

Романтическая поэма «Фатима» (1889) – наиболее значительная и совершенная из поэм Коста – отражает существенные изменения в общественной жизни и сознании народов Кавказа в пореформенную эпоху.

Коста первый на Северном Кавказе дважды организовал выставки своих картин и картин других художников с просветительской целью.

Творческий подвиг Коста, его лира, певучая, многострадальная, его яркая трагическая судьба привлекают внимание писателей и поэтов России, других республик и стран. Высоко почитал Коста и балкарский поэт Кайсын Кулиев. Кайсын почти не помнил отца, он погиб на войне. Когда сын его Эльдар через много лет попросил показать фотографию деда, Кайсын достал из стола фотографию осетинского классика Коста Хетагурова в черкеске и с кинжалом. Таким оба они представляли отца и деда (Владимир Огнев «Воспоминания»).

Коста установлены памятники в Болгарии (в г. Кырджали), в Лондоне, а также в Ставрополе, Тбилиси, Карачаево-Черкесии; названы улицы его именем в Санкт-Петербурге, Пятигорске, Ставрополе, Карачаево-Черкесии, Украине.

В последние годы за рубежом стали выходить сборники переводов его произведений, статьи о его жизни и творчестве.

Международным центром по изучению Галактики в Канаде было принято решение назвать именем Коста звезду; грамота, подтверждающая права поэта на звезду в созвездии Дракона, хранится в Швейцарии. Так сбылось пророчество Коста:

«Весь мир – мой храм,

Любовь – моя святыня,

Вселенная – Отечество мое».

 

Обратная связь