Малити Геуæрги

(1886-1942)
Поэт, прозаик, публицист, журналист, æхсæнадон архайæг.
Райгурдæй Цæгат Иристони Киристонгъæуи.
1902 анзи Мæхчески дууæкъласон скъола фæцæй.
1903-1907 æнзти ахур кодта Æрæдони духовон семинарий, фалæ æртигкаг къласи ку адтæй, уæд цохгонд æрцудæй, администраций нихмæ æзмæлдтити ке архайдта, уой туххæй.
Бавзурста Уæрæсей горæтти идарддæр ахур кæнунмæ бацæун, фал ин нæ бантæстæй, æма фæстæмæ æ райгурæн бæстæмæ æрæздахтæй.
Куста Дигоргоми ахургæнæгæй, уæдта мухур кодта æ уадзимистæ, статьятæ Иристони газетти «Владикавказский листок», «Терские ведомости», æнд.
Малити Геуæрги адтæй революцион-демократон парти «Кермен»-и бундорæвæргутæй еу (1917 анз), адтæй æ сæрдар, æвзурст æрцудæй Дзæуæгигъæуи Горæти Думæмæ. Фалæ, фæстæдæр, 1920-г анзи, æ политикон куст ниууагъта.
1923-1932 æнзти Гулæри скъолай директорæй куста. Уой фæсте – Мостиздæхи, ахургæнæгæй; аразта нæуæг скъола.
1934 анзи иссæй ССРЦ-и Финсгути Цæдеси иуонг.
1937 анзи репрессигонд æрцудæй «контрреволюцион архайди» туххæй, истæрхон ин кодтонцæ 10 анзи. Рамардæй лагери 1942 анзи, кæми нигæд æй, е бæрæг нæ ‘й.
Абайти Васо финста Геуæргий исфæлдистади туххæй:
«…Вслушайтесь в эти стихи. Раньше, чем доходит до сознания их смысл, они уже покоряют своим чарующим ритмом и звучанием. Когда читаешь такие стихи, невольно приходят на память слова Белинского, сказанные им о стихе Пушкина: “Что это за стих! Он нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл.” …Эту тайну, тайну певучего дигорского стиха, Малиев унес с собой в свою безвременную могилу…»
Геуæрги финста уруссагау ‘ма дигоронау.
Мæгур адæни уæззау цард, уарзондзийнадæ, хуæнхаг силгоймаги сорæт, адæймаги сæребарæ, мæгуртæ ‘ма гъæздугути рахастдзийнадæ – етæ ‘нцæ Геуæргий философон, æрдзон, лирикон уадзимисти темитæ. Ес имæ адæмон исфæлдистади бундорбæл финст поэмитæ дæр.

«Подвиг: отрывок из поэмы «Кавказ» («Горская жизнь», 1918, 12 янв.);
«Горские мотивы», стихи (Берлин, 1924);
«Ирæф», æмдзæвгитæ æма поэмитæ (Орджоникидзе, Госиздат Северо-Осетинской АССР, 1935);
«Ирæф» (Орджоникидзе, Цæгат Иристони киунугути рауагъдадæ, 1957);
«Дзандзирахъ», уруссаг æвзагмæ Гулути А. тæлмац («Советская Осетия», 1958, №12).
«Малиев Г. Легенды и были: стихи», тæлмац – Т. Стрешнева (М., «Советский писатель», 1960);
«Ирæф», æмдзæвгитæ (уруссагау ‘ма дигоронау; Орджоникидзе, «Ир», 1973);
«Ираф», уадзимистæ уруссагау ‘ма дигоронау, Орджоникидзе, «Ир», 1986);
«Ирæф» (Дзæуæгигъæу, «Ир», 1995);
«Малиев Г.Г. Уадзимистæ» (Дзæуæгигъæу, «Ир», 2005).

Классик осетинской литературы, поэт. Георгий Малиев родился в сел. Христиановском Северной Осетии, куда его родители переселились из горного села Мост в 1868 г. и где находились на положении временнопроживающих. В 1902 г. Малиев окончил Махчесскую двухклассную церковноприходскую школу. В 1903–1907 гг. учился в Ардонской духовной семинарии. Будучи учеником третьего класса, был исключен из семинарии за участие в волнениях учащихся против беззаконных действий администрации.

Попытки юноши поступить в учебное заведение какого-нибудь города России не имели успеха. Вернувшись в Осетию, учительствовал в горных селах Дигории, публиковал стихи, рассказы, корреспонденции на русском языке в газетах «Терские ведомости», «Горская жизнь» и «Владикавказский листок».

В 1917 г. Малиев вступил в ряды революционно-демократической партии «Кермен». Много сил вложил в дело упрочения советской власти в Северной Осетии. Г. Малиевым, председателем партии «Кермен», и была подписана телеграмма от имени партии «Кермен» В. И. Ленину, в которой было сказано, что «сыны Осетии жаждут осуществления лозунгов третьей революции». В декабре 1917 г. он был избран в состав Владикавказской Городской думы.

После установления советской власти в Северной Осетии Г. Малиев учительствовал в разных селах Осетии.

В 1937 г. он был необоснованно репрессирован. Реабилитирован посмертно. После его смерти исчезло и его рукописное наследие, сохранились лишь опубликованные при жизни произведения. Книга Г. Малиева «Горские мотивы» была издана в Берлине Е.А. Гутновым.

В 2009 г. в честь поэта-романтика и великого мечтателя во Владикавказе, в сквере у Дворца творчества детей и юношества, был открыт памятник Г. Малиеву (скульптор Л. Гадаев). Его именем названы улицы в г. Дигоре и во Владикавказе. В 1999 г. общественно-политическим объединением «Ирæф» учреждена премия имени Георгия Малиева.

Георгий Малиев – «вдохновенный поэт-романтик и великий мечтатель» (В. Абаев) – писал стихи на русском и осетинском языках. Но его талант более всего проявился в произведениях, написанных на дигорском диалекте осетинского языка, и известность ему принес сборник стихов «Ираф».

Основной мотив дореволюционной поэзии Г. Малиева – любовь и сострадание к обездоленным, бесправность горской бедноты («Дзиддзил», 1936), «Немой» («Гоби», 1916). В поэме «Гудзуна» автор высветил высокие человеческие качества бедного горца. Гудзуна играет на свирели, как нарт Ацамаз, а в борьбе с иноземным врагом он сродни нарту Батрадзу.

В поэзии Г. Малиева особое место занимает образ женщины-горянки, угнетенной жестокими обычаями («Песня девушки», «Дзуле», «Плач похищенной» – «Скъæвди гъарæнгæ»). Горец, стремящийся к свободе, к лучшей жизни, в стихотворении «Волна» представлен горным потоком, вырывающимся из теснин гранитных скал на широкий простор долины. Та же тема звучит и в стихотворении «Орел-пленник». Надо отметить, что в начале творческого пути в стихах поэта не звучала революционная тема. И только в период Октябрьской революции, которую поэт встретил с радостью, прозвучал его призыв к борьбе за свободу народа («Глашатай» – «Федог», 1919).

Г. Малиев написал цикл лирических стихотворений о любви («Веретено» – «æлхуйнæ», «Песня девушки», «Фатима», «Мне вспомнилась песня родная»). В стихотворении «Веретено» поэт сумел передать душевное состояние юной горянки, сердце которой впервые опалило пламя любви при встрече с молодым всадником в черной бурке.

В поэзии Г. Малиева есть и романтические поэмы, созданные в основном по мотивам народного творчества осетин. Обращение поэта к фольклору свидетельствует о новом этапе поэтического мастерства автора. В то же время фольклор служил для поэта и средством более глубокого раскрытия народного характера.

По фольклорным сюжетам созданы поэмы «Два пастуха» («Дууæ фиййауи»), «Сын Уахатага маленький Гуйман» («Уæхадæги фурт мингий Гуйман»), «Темур-Алсак», «Сын пастуха бедный Махамат» («Гъонгæси фурт мæгур Мæхæмæт»), «Дзандзирак», «Симд нартов» и др.

Герои поэм четко разделены по морально-этическим качествам, соответственно на бедных и богатых, при этом симпатии поэта всецело на стороне бедных, которые смело вступают в борьбу с классовым врагом.

Поэма «Два пастуха» – это поэтическая обработка сюжета популярной народной песни «Пастух Черной горы» («Сау хохы фыййау»).

Своей искусной игрой на свирели и красотой души молодой пастух Махамат покорил сердце юной красавицы Гиданны, дочери богатого хана. Узнав об этом, хан казнил Махамата. Гиданна не перенесла этого и покончила с собой. В обществе социального неравенства и сословных предрассудков не может быть счастливой любовь бедняка и дочери богача – такова мысль, которую утверждает автор.

Жители горного селения Кет отказались платить дань оседланными конями и девушками кабардинскому князю Дзасболату (поэма «Темур-Алсак»). Тогда князь похищает лучшую девушку села Дигизу. Отважный юноша Темур-Алсак погнался за насильником, убил его и возвратил девушку родителям. Жители села решили выдать Дигизу за Темур-Алсака, но он отказался, заявил, что поклялся посвятить свою жизнь борьбе против алдаров, врагов народа, и что она с ним не будет счастлива. Но решение Темур-Алсака объясняется не только этим : богатый отец Дигизы раньше отказался выдать дочь за бедняка Темур-Алсака.

Поэма «Дзандзирак» – история, разыгравшаяся в результате клеветы и непродуманных поступков. Кундзая-сын тайно любит жену Камболата, красавицу Дзандзирак. В расчете на то, что Камболат прогонит «неверную» жену и она достанется ему, Кундзаю, он оклеветал Дзандзирак, будто она изменила мужу. Но муж не прогнал, а убил жену. У могилы покойницы клеветник вынужден был признаться в своем коварстве. Камболат и Кундзая-сын убивают друг друга.

Г. Малиевым написано несколько новелл : «Смерть глашатая» («Федоги мæлæт»), «Скрытный» («æхгæд зæрдæ»), «Лавина» («Хæрæ») и др.

Перу Г. Малиева принадлежит и водевиль в стихах «Охотники» («Цауæйнонтæ», 1921), в котором высмеивается старый ловелас Поцо, мечтающий жениться на юной красавице.

Обратная связь