Туйгъанти Махарбек

(1881-1952)
Публицист, рохситауæг, адæмон исфæлдистадæ æмбурдгæнæг æма уой æртасæг, Иристони æдæмон хузæгæнæг, Хонсар Иристони аййевадон училищей бундорæвæрæг æма æ фиццаг директор.
Райгурдæй Дур-Дури.
1899 анзи фæцæй реалон училище Владикавкази æма 1900 анзи Санкт-Петербургмæ рандæй Хуæнхаг институтмæ экзаментæ дæдтунмæ. Уордæмæ нæ бахаудтæй, фал 1901 анзи бацудæй Аййевæдти Академимæ. Уоми ахур нæ фæцæй, уотемæй 1903-1905 æнзти цардæй Мюнхени.
1907 анзи, Иристонмæ ку `рбаздахтæй, уæд Туйгъани-фурти хъæппæресæй аййевадон студи игонгонд æрцудæй. Хузæгæнгути, архитекторти си ахур кодта. Бунæттон хузæгæнгутæн аразта равдиститæ. 1911 анзи ба киунугити рауагъдадæ «Ир»-и Правлений иуонг иссæй.
Кодта хъæбæр ахсгиаг куст: æмбурд кодта, куста недзамайнаг материалон культурæ, эпоси, этнографион æрмæгутæбæл, адæмон исфæлдистадæбæл. «Нарти кадæнгитæн» искодта иллюстрацити сери.
Октябри социалистон революций фæсте нæуæг цард аразуни куст кодта.
1920 анзи ТерКавРОСТА-и аййевадон-агитацион хаййи сæргълæууæгæй æвæрд æрцудæй. Кодта плакаттæ, аййевадон æма ахури киунугутæмæ иллюстрацитæ, ахургæнæг адтæй Орджоникидзей Педагогон техникуми.
Туйгъани-фурт æ публицистон кустити финста берæ адæнти туххæй: «Мæскуй губерний æрмгуст», «Дагестани фурттæ. Петровск. Дербент», «Хъазахъхъаг æма хуæнхаг лæг» æма æнд. Е статья «Хæунхаг адæми аййевадæ евгъуди æма нур»-и æртаста дигорон, ирон, дагестайнаг, кæсгон, цæцæйнаг, мæхъæйлон аййевадон стильтæ, хуæнхаг архитектурæ. Астæугкаг Азий, Азербайджани æрæмбурд кодта берæ æрмæг тюркаг адæнти аййевæдти историбæл, еци аййевадæ куд ирæзуй, уобæл; ниффинста сæбæл статьяти цикл «Азербайджан æма Астæугкаг Азий аййевадæ» – еци адæмихæттити адæмон исфæлдистади туххæй.
1930 анзи Туйгъани-фурт фæллигъдæй Хонсар Иристонмæ. Куста Бæстæзонунади музеййи хæццæ, ахургæнæгæй, Паддзахадон театри сæйраг хузæгæнæгæй.
1939 анзи иссæй Цæгат Иристони АССР-и Хузæгæнгути Цæдеси иуонг.
Туйгъани-фурт хъæбæр берæ архайдта аййевадон равдиститæ аразунбæл. 1923 анзи Тауасити Сослæнбеги хæццæ Владикавкази исаразтонцæ гъæууон-хæдзарадон равдист (равдистонцæ си адæмон æрмкосгути исфæлдистадæ). 1936 анзи Орджоникидзей байгон æй «Иристони хузæгæнгути уадзимисти равдист», уæдта «Цæгат Кавкази фиццаг хузæгæнгути аййевади бæстон равдист». Мæскуй Иристони номæй Туйгъанти Махарбек архайдта «Гослитизтати киунугутæ æма графики æртигкаг равдист»-и.
Æ царди фæстаг æнзтæ рарвиста Цæгат Иристони, æ цардæй рахецæн æй 1952 анзи. Нигæд æй Дзæуæгигъæуи Ирон аргъауæни некрополи.

Туганов Махарбек Сафарович
(1881-1952 г.г.).

Родился по одним источникам в 1881 г., по другим – в 1879 г., а на могильной плите обозначена дата 1870 г. в селе Дур-Дур.
Восьмилетнего Махарбека определили в частный пансион, а через два года он поступил в реальное училище во Владикавказе, которое окончил в 1899 г.
В 1900 г. Махарбек по настоянию родителей едет в Петербург держать экзамен в Горный институт. В поезде он знакомится с М.И.Тоидзе, который с 1896 г учился в академии у Репина». В Горный институт он не поступил, но был принят в подготовительную школу Я.С. Гольблата. Через год, в 1901 г., успешно сдав  вступительные экзамены, он стал студентом Академии художеств.
Не завершив обучения в Академии художеств, М.С. Туганов уехал в Мюнхен, где находился по одним источникам в период 1903 – 1905 гг., по другим – 1905-1907гг.
После возвращения в Осетию Туганов вел огромную работу по утверждению традиций профессионального художественного образования в дореволюционные годы. И если сегодня мы можем говорить о таком количестве осетинских художников, в этом немалая заслуга Туганова». В 1907 г. во Владикавказе по его инициативе и  при непосредственном участии была открыта художественная студия, которая просуществовала лет пять. Туганов вел там занятия вместе с другими художниками, архитекторами. Он был инициатором в организации выставок местных художников, а в 1911 г. был избран в члены Правления книжного издательства «ИР».
Важной была его работа по  изучению древней материальной культуры и эпоса, этнографического материала и народного творчества Осетии. Собранные им материалы не  потеряли научного интереса до сих пор. Одновременно с исследованием сказаний, он создал серию иллюстраций к «Нартским сказаниям», о которых писатель Икскуль воскликнул: «Вот тут я вижу дух осетинского народа, то, чего не передашь словами!».
В 1914 году для издания альбома часть рисунков художник отправил в Вену. Началась Первая мировая война и, к сожалению,  работы пропали.
После Великой Октябрьской Социалистической революции  М.С.Туганов активно включился в борьбу за новые, социалистические идеалы.
В 1920 г. М.С. Туганов был назначен заведующим художественно-агитационным отделом ТерКав РОСТА. Круг знакомств и литературных связей молодого художника был широк. В редакции газеты «Коммунист», журналах «Творчество», «Горский вестник» «постоянно были Хаджи-Мурат Мугуев, К. Гатуев, А. Гулуев, К. Бутаев, в концертах, театральных постановках и дискуссиях  участвовали А. Серафимович, М. Булгаков.
М.С. Туганов стоял у истоков осетинской книжной графики. Он рисовал плакаты в гротескном стиле силуэтных рисунков В.В. Маяковского и М.М. Черемных, иллюстрировал произведения осетинских писателей, сказки, басни.  Участвовал в оформлении учебников на осетинском и ингушском языке. Многоплановость графических работ  художника, ярко выраженный национальный колорит и динамичность образов особенно ярко проявились в иллюстрациях «Осетинских  нартских сказаний» в переводе Ю.Н. Либединского и  собрании сочинений К.Л. Хетагурова.
В 1926-1930гг. М.С. Туганов преподавал рисунок  и руководил художественным кружком в Педагогическом техникуме города Орджоникидзе. На протяжении всей жизни вел активную исследовательскую работу.
Пожалуй, М.С. Туганов был самым осетинским из всех осетинских художников. Но он был – и в этом его сила – интернационалистом. Об этом свидетельствует публицистика М.Туганова: «Кустарное дело в Московской губернии», «Сыны Дагестана. Петровск. Дербент», «Пробуждение казачества», «Казак и горец». В статье «Искусство горцев в прошлом и настоящем» он исследовал дагестанский, кабардинский, осетинский, чечено-ингушский художественные стили, а также архитектурное искусство горцев. В 1924-1925 гг. М.С. Туганов «работал в ряде городов Средней Азии, а затем в Баку. За это время он собрал материал об истории искусств тюркских народов, о развитии современного искусства Азербайджана и художественного образования в республике. В результате появился цикл статей «Искусство Азербайджана и Средней Азии» о своеобразии народного творчества этих республик”.  Еще в Петербурге, в годы учебы в Академии художеств, Махарбек подружился с дагестанцами-студентами, особенно с Махачем Дахадаевым, чьим именем позже была названа столица Дагестана – Махачкала.
В 1930г. М. Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал художественную и национальную картинную галерею при Музее краеведения, являлся главным художником Юго-Осетинского государственного драматического театра, преподавал.
Не менее значительной была его работа по собиранию экспонатов для осетинского Национального художественного музея Северной Осетии задолго до его официального открытия в 1939г. Работая в архиве Государственного Русского музея, мне посчастливилось познакомиться с ценными документами, до сих пор еще неопубликованными. 25 февраля 1935г. отделом графики ГРМ представителю Осетинского музея т. Туганову М.  были переданы рисунки Бенуа, Гагарина, Горшельта, Бойкова, альбом «Кавказ», гравюры и литографии. Всего 76 наименований. Материалы были благополучно доставлены и в будущем украсили вновь открывшуюся картинную галерею, а впоследствии Республиканский художественный музей СОАССР.
В 1939 г. М.С. Туганов вошел в состав образованного Союза Художников СО АССР.
На протяжении всей творческой жизни М.С. Туганов был активным участником художественных выставок: в 1923 г. М.С. Туганову и С. Тавасиеву было поручено формирование сельскохозяйственной выставки во Владикавказе. В художественно-промышленном отделе выставки были представлены образцы народного прикладного искусства, вплоть до осетинской народной детской игрушки. В 1936 г. в Орджоникидзе открылась «Выставка произведений художников Осетии»,  а также «Первая Северо-Кавказская краевая выставка изобразительного искусства». Значимым событием в творческой жизни художника стала «Третья выставка книги и графики Гослитиздата», на которой он представлял Осетию.

Последние годы жизни художник жил в Северной Осетии и после смерти (1952) был похоронен в Некрополе Осетинской церкви во Владикавказе.

Обратная связь