Туйгъанти Махарбек

Туганов Махарбек Сафарович (1881-1952 г.г.).

Родился по одним источникам в 1881 г., по другим — в 1879 г., а на могильной плите обозначена дата 1870 г. в селе Дур — Дур.

Восьмилетнего Махарбека определили в частный пансион, а через два года он поступил в реальное училище во Владикавказе, которое окончил в 1899 г.

В 1900 г. Махарбек по настоянию родителей едет в Петербург держать экзамен в Горный институт. В поезде он знакомится с М.И. Тоидзе, который с 1896 г учился в академии у Репина». В Горный институт он не поступил, но был принят в подготовительную школу Я.С. Гольблата. Через год, в 1901 г., успешно сдав  вступительные экзамены, он стал студентом Академии художеств.

Не завершив обучения в Академии художеств, М.С. Туганов уехал в Мюнхен, где находился по одним источникам в период 1903 – 1905 гг., по другим — 1905-1907гг.

После возвращения в Осетию Туганов вел огромную работу по утверждению традиций профессионального художественного образования в дореволюционные годы. И если сегодня мы можем говорить о таком количестве осетинских художников, в этом немалая заслуга Туганова». В 1907 г. во Владикавказе по его инициативе и  при непосредственном участии была открыта художественная студия, которая просуществовала лет пять. Туганов вел там занятия вместе с другими художниками, архитекторами. Он был инициатором в организации выставок местных художников, а в 1911 г. был избран в члены Правления книжного издательства «ИР».

Важной была его работа по  изучению древней материальной культуры и эпоса, этнографического материала и народного творчества Осетии. Собранные им материалы не  потеряли научного интереса до сих пор. Одновременно с исследованием сказаний, он создал серию иллюстраций к «Нартским сказаниям», о которых писатель Икскуль воскликнул: «Вот тут я вижу дух осетинского народа, то, чего не передашь словами!».

В 1914 году для издания альбома часть рисунков художник отправил в Вену. Началась Первая мировая война и, к сожалению,  работы пропали.

После Великой Октябрьской Социалистической революции  М.С.Туганов активно включился в борьбу за новые, социалистические идеалы.

В 1920 г. М.С. Туганов был назначен заведующим художественно-агитационным отделом ТерКав РОСТА. Круг знакомств и литературных связей молодого художника был широк. В редакции газеты «Коммунист», журналах «Творчество», «Горский вестник» «постоянно были Хаджи-Мурат Мугуев, К. Гатуев, А. Гулуев, К. Бутаев, в концертах, театральных постановках и дискуссиях  участвовали А. Серафимович, М. Булгаков.

М.С. Туганов стоял у истоков осетинской книжной графики. Он рисовал плакаты в гротескном стиле силуэтных рисунков В.В. Маяковского и М.М. Черемных, иллюстрировал произведения осетинских писателей, сказки, басни.  Участвовал в оформлении учебников на осетинском и ингушском языке. Многоплановость графических работ  художника, ярко выраженный национальный колорит и динамичность образов особенно ярко проявились в иллюстрациях «Осетинских  нартских сказаний» в переводе Ю.Н. Либединского и  собрании сочинений К.Л. Хетагурова.

В 1926-1930гг. М.С. Туганов преподавал рисунок  и руководил художественным кружком в Педагогическом техникуме города Орджоникидзе. На протяжении всей жизни вел активную исследовательскую работу.

Пожалуй, М.С. Туганов был самым осетинским из всех осетинских художников. Но он был – и в этом его сила – интернационалистом. Об этом свидетельствует публицистика М.Туганова: «Кустарное дело в Московской губернии», «Сыны Дагестана. Петровск. Дербент», «Пробуждение казачества», «Казак и горец». В статье «Искусство горцев в прошлом и настоящем» он исследовал дагестанский, кабардинский, осетинский, чечено-ингушский художественные стили, а также архитектурное искусство горцев. В 1924-1925 гг. М.С. Туганов «работал в ряде городов Средней Азии, а затем в Баку. За это время он собрал материал об истории искусств тюркских народов, о развитии современного искусства Азербайджана и художественного образования в республике. В результате появился цикл статей «Искусство Азербайджана и Средней Азии» о своеобразии народного творчества этих республик».  Еще в Петербурге, в годы учебы в Академии художеств, Махарбек подружился с дагестанцами-студентами, особенно с Махачем Дахадаевым, чьим именем позже была названа столица Дагестана — Махачкала.

В 1930г. М. Туганов переехал в Южную Осетию, где организовал художественную и национальную картинную галерею при Музее краеведения, являлся главным художником Юго-Осетинского государственного драматического театра, преподавал.

Не менее значительной была его работа по собиранию экспонатов для осетинского Национального художественного музея Северной Осетии задолго до его официального открытия в 1939г. Работая в архиве Государственного Русского музея, мне посчастливилось познакомиться с ценными документами, до сих пор еще неопубликованными. 25 февраля 1935г. отделом графики ГРМ представителю Осетинского музея т. Туганову М.  были переданы рисунки Бенуа, Гагарина, Горшельта, Бойкова, альбом «Кавказ», гравюры и литографии. Всего 76 наименований. Материалы были благополучно доставлены и в будущем украсили вновь открывшуюся картинную галерею, а впоследствии Республиканский художественный музей СОАССР.

В 1939 г. М.С. Туганов вошел в состав образованного Союза Художников СО АССР.

На протяжении всей творческой жизни М.С. Туганов был активным участником художественных выставок: в 1923 г. М.С. Туганову и С. Тавасиеву было поручено формирование сельскохозяйственной выставки во Владикавказе. В художественно-промышленном отделе выставки были представлены образцы народного прикладного искусства, вплоть до осетинской народной детской игрушки. В 1936 г. в Орджоникидзе открылась «Выставка произведений художников Осетии»,  а также «Первая Северо-Кавказская краевая выставка изобразительного искусства». Значимым событием в творческой жизни художника стала «Третья выставка книги и графики Гослитиздата», на которой он представлял Осетию.

Последние годы жизни художник жил в Северной Осетии и после смерти (1952) был похоронен в Некрополе Осетинской церкви во Владикавказе.

Обратная связь